…бляшками. Ворота у рубашек застегиваются медной пряжкой. Обувь носят кожаную. Пища карельская обыкновенная, время обедов во всех уездах одинаково, В селе Кушалино бердники собираются в одну избу по вечерам и до полуночи строгают зубь на берде. Строение крестьянское возле Бежецка невысоко, дворы просторные.
Впрочем, в селениях улицы беспорядочны. Лучину употребляют, печи топят жарко. А в Бежецком районе нет рудокопных гор, только в некоторых местах».
Если взять историю села Кушалина автора Малеина, то в ту пору был большой пожар. Печи топили по-черному. Поскольку перед очельем были сложены дрова, эти дрова загорелись. Проходя мимо, солдат Семеновского полка, следовавшего из Бежецка в Тверь, бывшего на отдыхе сутки в Кушалино, хотел через окно пролезть, а вдова кричит; «не бей по раме, она новая». Пока солдат обходил дверь, дрова упади и искры попади на соломенную крышу. Дома стояли тесно, кровли были соломенные и за 2 часа сгорело 120 домов с южной стороны Малой Кушалки.
В 1848 г. некий путешественник Белов, следуя от Твери до Бежецка, написал путевые записки, в которых хотя и прямо не упоминает село Кушадино, пишет как раз о наших местах: «Дорога от Твери до Бежецка большая купеческая, нанимающиеся извозчики по этому тракту возят за двойную цену. Хотя деревни от той дороги довольно редки, но они однако ж достаточно велики, а крестьяне тех мест кажется, живут не бедно, меж них я впервые встречал карелов».
Обратимся к другим сведениям о селе Кушалино, относящимся к прошлому 19 столетию. В статистическом сборнике И. Добровольского сведения предельно кратки, сухи и отражают только церковные дела. Однако, и они представляют определенный исторический интерес. В них упоминаются жители села Кушалино (церковнослужители) имена и фамилии, пустоши, церкви, часовни, прочие здания.
Приводим эти сведения:
1. С. Кушалино от Твери ЗЗ в., благоч. ЗО в., почт. адр. г. Твери. Две церкви:
1. Смоленская, построенная 1592 г. распр. 1862 г., кам., прест.3: Смол. придел , прав. св. велм. Дмитрия,
сев., придел .Варлаама Хутын.,
2-я Святодуховская, постр. 1842 г., престолов 3, главный . Сош. св. Духа, пр .Св. Пр. Ильи. Свт. Николая.. Ц. капит, би , 1848 различными 40 р. 79 к. ЦВП. 25 %, сб. 169 р. 75 к. Цер. зд. дер. дом для уч., сторож, и cap. 2, зем и усадеб. 1 дес. 857 с .по св. 106 дес. 857 с. и в пустош ... «Покидышево»: 51 дес 1800 с. Ц . дкт. опись 1823 г., итр. с 1804 г., испов. с 1823 г. План на землю есть. Причт. Хо ст. по .2 свят. Диак.. и 2 псалом. на лицо, свящ.. Александр Андреевич Кустов 58 лет. студ. сем. Священник с 1865 г. сост., закич. се , уч.натр.1897г., напер. кр., а 1898 г. орд в.Ан. 3 ст. по стат. Свящ. Николая Иоан. Флеровь 27 л. студ. сем.
Священник с 1863 г. сост .закич. се . уч. нагр. 1897г. нагр. кр. в 1898 г. орд. св. Анны 3 ст. по стат. в служ в 1898г. свящ. с 1896г., сост. законч. нар. Уч .Катехиз. Диак Александр Асеев, Образцов 34.., изъ.4 кь. д. сем. диак. с 1898 г. П. С. Векселеев Михаил Смирнов 36 . к. ок. д.у ч. в до ж. с 1885г. П С. Иван мат. Голиков 31г. ок. д., уч. в до ж. с 1894г. сод. Причта, Ка . 221р.75к. к Капит 73р.85к, и год .дох. 1250 р.
К сей церкви приписана Никольская церковь и находящаяся. в пустоши Замках (в 6 верстах) обращ. в 1899 году из часовни, построена 1851 году в память бывшего здесь в ХVI веке Николаев, монастыря, дер крест «Св.Николая».
Ниже мы приведем некоторые допоцнительные сведения о Духовской церкви и о часовне, о которых, в отличие от Смоленской церкви мы еще не упоминали. Заметим сразу, что дата построения Духовской церкви указана И.Добровольским ошибочно.
Архивные материалы утверждают нас в мнении о том, что она построена в 1839-1847 г.г. (ГАКО, фонд 160, опись 1, том 3, ед. хр. 5903, 1847г.)
Рядом с .древним Смоленским храмом, почти впритирку с ним, величественно возвышается массивный куб кирпичного Духовского храма. Этот поздний храм, к сожалению ,напрочь заслоняет с востока своей громадой древнюю церковь.
Храм выстроен в стиле классицизма, увенчан широким световым барабаном и куполом, оштукатурен, с едва заметными следами живописи. Новый храм ничуть не меньше кафедерального собора, если не больше, весь расписан кушалинским крестьянином, художником самоучкою, и кажется, совсем без какого-либо вознаграждения. Передают, что он бросил писать малые купола только потому, что ему не удался какой-то херувим, имя и фамилия этого крестьянина Федор Спиридонов. В Кушалине и ныне живут его родственники.
В этом храме была икона Божьей матери старинного нерусского письма. В храме проходили преимущественно летние службы. На месте нового храма прежде, кажется, находились палаты Симеона Бекбулатовича.
Храм Во Имя Святого Духа построен на средства прихожан в 1839-1847 г.г., по проекту Тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова (род. в 1797г.) Выпускник школы экспедиции кремлевского строения в Москве. Львов сорок лет (с 1824 по 1864г.) строил в Тверской губернии, руководил работой местных зодчих. Львов - автор многих общественных и жилых зданий в Твери, в том числе здания Благородного собрания, церкви Вознесения на проспекте, колокольни и приделов многих Тверских церквей. Выстроенные в благородных традициях русского классицизма 1-ой половины XIX века, архитектурные проекты Львова ставят этого зодчего в ряд талантливых последователей крупнейших мастеров классицизма. В 1850-х годах И .Ф.Львов сделал проект расширения древней церкви Смоленской Богоматери, устроив трапезную и высокую колокольню. Архитектурные формы старого храма - кокошники - нашли в них свое отражение.

Часть 7.
Вот как пишется о Духовской церкви в архивных документах:
«В 1847 г. отстроена и по поставлении одного среднего престола и иконостаса, который весь с лицевой стороны вызолочен, освящена, но двух боковых иконостасов и престола в ней еще не устроено. Сооружена сия Богодуховская церковь усердием прихожан ..., а на устройство предположенной к ней по плану других двух престолов и иконостас нужно по контрактам еще 7411 р.18 к. серебром».
И.Ф. Львов - это еще одно славное имя, обогатившее историю села Кушалино.
В настоящее время Святодуховская церковь стоит без креста. Ранее исподьзовалась по склад, нынче не используется. К сожалению, ранние века истории Кушалина не запечатлены в письменных документах. Порадовал нас конец 16-го века свидетельствами о времени Симеона Б., да некоторые другие прямые и косвенные свидетельства, приведенные в данных записках. До некоторой степени, пробел в письменных свидетельствах восполняется в 18-19 веках, и хотя восполнение идет главным образом в русле церковных дел, что, впрочем, характерно в особенности в вопросах освещения истории сел - сведения эти тоже ценны, хотя бы уже потому, что они – история и не так уж их много. С течением времени каждый замечательный факт, каждое слово будет расти в цене. Поэтому мы приведем здесь исторически подлинные тексты, имеющие непосредственное отношение к истории села Кушалино.

ГАКО Ф. 160, оп. З ед.хр. 3981
Дело о покрытии в Селе Кушалине церкви и о прочем 1741г.
Л.1-2
«Святейшего Правительствующего Синода
члену Великому Господину Преосвященнейшему
Митрофану Епископу Тверскому и Кашинскому.
Бьют челом нижайшие рабы Тверского уезду села Кушалина поп Стефан Осипов да того села церковный староста вотчины Спаса Ефимиева монастыря, что в Суздале крестьянин Филип Матфеев и все того села прихожане о чем наше прошение тому будут пункты.
1.
В показанном селе Кушалине издревле церковь божия каменная во имя Смоленския Пресвятыя Богородицы, при которой имеется же по левую сторону придел преподобного отца нашего Варлаамия Хутынского Новгородскаго Чудотворца неосвящен и службы в нем никогда не бывало, да у той же церкви окны старинные весьма узкие и в той церкви свету бывает мало да настоящий олтарь имеется весьма мал и священнослужение исправляется с немалой нуждой, да на той же церкви Божия на трех главах чешуя и на закомарах кровля деревянная которая весьма уже погнилa и обвалилась.
А ныне мы нижайше желаем в той церкви Божии для пространствия настоящего алтаря у показанного придела стену разобрать - и покрыть вновь, а без указу Вашего Преосвященства мы нижайше у показанного придела стену разобрать и жертвенник зделать и окон прибавить, главы и церковь перекрыть не сможем ...»
Л.3
Благословение дано 18 марта 1741г.
ГАКО ф. 160 оп. З ед. хр. 4009
Дело о построении в се.ле Кушалине новой трапезы с приделом великомученика Дмитрия 1784 год.
Л.1
Святейшаго правительствующего Синода члену Преосвященнейшему Иоасафу Епископу Тверскому и Кашинскому.

Покорнейшее прошение

Нижайших рабов Бежецкаго уезду шейскаго и кушалского стану села Кушалина церкви Одигитрия Пресвятыя Богородицы Смоленския Сзященников Ионона Гаврилова да Василия Филлипова с причетники и тоя церкви старосты церковнова Семена Иванова с прихожаны,
Имеющаяся в селе нашем объявленная церковь Божия Пресвятыя Богородицы каменная построенная из давних лёт левая с двумя приделы, един предел Великомученника Дмитрия второй Варлаамея Хутынского которыя приделы за утеснением тоя церкви Божия оба исправлены и затем ныне един престол Богородицын а трапезы во оной церкви Божией приделать трапезу с приделом во имя Beликомученика Дмитрия понеже объявлена наша Церковь имеется весьма собою малая и тесная а повелику приходству в праздничныя и воскресныя дни бывают в ней утеснения и народу во оную входить всем никак невозможно и большая часть людей стоит перед дверьми церковнами почему и бывает великая нужда и к строению трапезы и колокольни каменныя же материал каменной весь уже приготовлен.
л. 3

(пересказано содержание, дела, трудночитаемо)... (размеры) «доброй и благопристойной архитектуры».

л. 2
С духовной его Преосвященства Консистории по справке.
По благочинной 782 года ведомости тверского по ныне бежецкаго уезду в селе Кушалине показано
Церковь каменная без приделов во имя Одигитрия Пречистый Богородицы, а в коем году поставлена не показано.
вторая деревянная во имя пророка Илии без придела утварью довольна построена в 1724 году,
При них священников 2, диакон 1, дьячков 3, пономарей по 2.
Прихожан 250 дворов.


ГАКО ф. 160., оп. 3, ед.хр. 3983
Дело об освещении в селе Кушалине церкви
1742 г.



«1743 года октября 4 дня в епархиальной Великаго Господина преосвященнейшаго Митрофана Епископа Тверского и Кашинскаго Консистории тверского уезду седа Кушалина церкви Смоленский Пресвятыя Богородицы поп Стефан Иосифов сверх поданного своего того села с прихожаны сего октября 3 дня доношения сказал , в том селе Кушалине церковь Божия каменная во имя Смоленския Пресвятыя Б-цы починена и окны в ней прибавлены по сим данного им в 1742 году в марта месяце его преосвященства указу с которого при сем прилагаю копию, а в олтаре престол имеется старопостро-енный каковой когда Указом его преосвященства помянутую церковь осветить будет выделено до освящения поставлен будет в указанную меру а именно в вышину шесть вершков и ... в д,линну аршин восемь вершков в ширину аршин четыре вершка а святыми иконами и протчими украшениями оная церковь убрана и сосудами церковными и книгами всего церковного круга и священнослужительскими об.лачениями удовольствованы без всякие нужды ...»
л.З

/копия/
Указ Святейшаго Правительствающаго Синода члена Великаго Господина Преосвященнейшаго Митрофана Епископа Тверского и Кашинского из домовой его Преосвещенства московской конторы тверского уезду села Кушалина... для пространствия настоящего алтаря у сделанного при той церкви придела ао имя преподобного Варлаама Хутынского стену разобрать и для праздности онаго придела зделать в нем жертвенник так же окны для свету в той церкви прибавить и на церкви на трех главах за ветхостью обить чешуею и на закомарах обветшавшую кровлю разобрав покрыть вновь прилежно же наблюдая чтоб в настоящей церкви престол поврежден не был ...
Резолюция: л.4 Дан указ на освящение церкви и выдачу нового антиминса.

6 октября 1743 года.

Гос. архив Калининской обл. фонд 468, опись 1 ед. хр. 12159, 1802 год.
«Кушалинские прихожане просили Тверскую духовную консисторию дозволить им починить обветшавшую часовню, стоявшую на старом погосте в том самом месте где был престол».
Но по указу Синода от 1734 года старые часовни не позволялось чинить, они должны были догнивать на месте, поэтому и кушалинцам не разрешили починку.
«Если она совсем обветшает и нарушится, в таком случае на место ее, бывшее под святым престолом, зделать, дабы оно ногами попираемо не было, под присмотром благочинного, не входной сруб с поставлением этого порядка должен был - наблюдать «Замыцкий» /Замыцкий/ благочинный священник Михаил Иакиндеев.

Госуд. архив Калининской об .
Фонд 160, опись 1, ед.хр. 4047
Дело по указу св. Синода о доставлении сведений об остатках древних зданий 1827 г. Лист 44 - церкви с.Кушалина
«Каменная церковь во имя Великомученника Дмитрия Солунского выстроена в 16 веке, а в котором году, записи не имеется, оная церковь архитектурою своею как снаружи, так и внутри Св. Алтаря, по мнению моему, примечания достойна, других же церквей и вещей по ведомству моему не имеется.
Апреля 19-го дня 1827 года.
Благочинной Миновикторcкий Священник И. Сафрониев».

Часть 8
X

Из событий, более близких к нам по времени можно привести следующее: В 1915 г. по халатности жителя с. Кушалина произошел пожар, как раз во время жатвы. Все работоспособное население находилось в поле, и спасти имущество большинству не удалось, огнем уничтожено было около 200 домов.
В 1929 г. произошли следущие события: разразился сильный ураган ( в августе месяце), крестьяне скирдовали, а кто вез и домой снопы. Ураган опрокидывал возы, разметывал скирды, срывал с домов крыши, а так же сорвал и купол с крестом с ко.локольни, после этого купол отремонтирован и поставлен на место, под руководством мастера по фамилии Рязанов Михаил, из деревни Юрьево, которая ныне не существует.

Х
В заключение скажем еще несколько слов о древнем храме, который вскоре вступит в свое пятое столетие.

Х
Из сохранившихся в Тверском крае каменных храмов, начиная с 15-го века, Смоленский храм в с. Кушалине во временной последовательности 9-й. Он принадлежит к весьма немногим свидетелям седой старины, которые несут в будущее, дыхание истории народной. Тем более дорог и ценен этот храм, что от 16 века в нашей области уцелело всего 7 каменных сооружений...
Храм, как говорилось выше, подвергался переделкам, а также претерпевал определенные разрушения. На помощь древнему сооружению приходит реставрация. Одним из плодотворных исследователей Смоленской церкви был Чижов, к результатам работы которого прибегал автор настоящей «Истории».
Смоленская церковь дошла до нас не в первоначальном виде. В 1741году были упразднены приделы Дмитрия Солунского и Варлаама Хутынского, помещавшиеся в боковых аспидах, была разобрана внутренняя стена между центральной и северной апсидами. В 1790г. с запада к церкви была пристроена трапезная с колокольней и приделом на южной стороне.
1838 г. в Кушалине случился большой пожар. В Смоленской церкви с горела крыша и полы, повредились колокола. В 1839г. храм поправлен и вновь освящен. Работы велись поспешно, были восстановлены лишь утраченные деревянные части. В 1857-58 г.г. по проекту губернского архитектора Львова построена существующая колокольня и трапезная с двумя приделами, апсиды которых закрыли западные трети боковых фасадов старой церкви. Было разобрано крыльцо над входом в подвал, а внутри здания произведена закладка полукруглой ниши в южной половине западной стены, которая считается царским местом Симеона Бекбулатовича.
В четверике храма сохранился пол 19 века, из чугунных плит, под которым, возможно, находится более ранний пол. В алтаре и на солее пол белокаменный, он так же еще не подвергался исследованию. Летом 1975г. обрушился каменный шатер. Реставрацией занимались специалисты из Москвы. Они пришли к выводу о том, что причиной обрушения явилась прогнившая деревянная связь.
Реставрация храма затянулась на долгие годы. В 1982г. храм как объект реставрации был передан Калининской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской. И поныне шатер стоит в строительных лесах, работы ведутся крайне медленно.
Однако ж ведутся, и будем надеяться, что в скором времени памятник, чье художественной и историческое значение неоспоримо, предстанет во всей своей красе. Тем более, что близится юбилей храма - в 1992 году ему исполнится 400 лет.
Повторим же вслед за поэтом:
«Да ведают потомки православных
родных святынь минувшую судьбу»..
Автор благодарит всех, кто оказывал, содействие в написании данной «Истории».
Г.П. Келейников.

Бесплатный хостинг uCoz