ИСТОРИЯ РАМЕШКОВСКОГО РАЙОНА

А. Лебедев (публикация в газете "Родная земля" 20.11.2009 г.)

Важно стремиться к исторической правде
 Написать данную статью меня побудило желание поделиться знаниями об истории поселка Рамешки и д. Пустораменка, что обусловлено в первую очередь стремлением к исторической правде, ни в коей мере не к критике, сознанием того, что молчание, искажение наносят моральный урон, в результате которого возникает равнодушие, оскуднение любви. История это просто летопись прежних событий.
 История п. Рамешки до настоящего времени связана с атом передачи села Раменка Троице-Сергееву монастырю в 1551 г. Об этом есть запись в книге С.А, Шумакова "Обзор грамот коллегии Экономии", вып. III,IV, Москва, 1912, 1917 гг. Заведующий архивным отделом при Калининском облисполкоме Марк Александрович Ильин, ныне покойный, взял 1551 г. как дату первого упоминания о п. Рамешки, она вошла в учебники и исторические статьи. с ней связана было празднование юбилия поселка в 2001 году.
   Не посягаю на авторитет М.А. Ильина, но огромный исторический  материал по области, особенность в истории, о которой напишу позже, невольно привела к ошибке. Несомнено, то что история поселка древняя, но, изучая писцовые книги,Каменного стана Бежецкого Верха 1627-1629 гг., 1646 сравнивая топонимы (названия населенных мест) с современными, и самое главное, на что указывет писцовая книга 1646 г. переименование села Нагорье в село Раменка-можно сделать следующий вывод.

 

 Ранне 30-х годов XVII века на месте п. Рамешки было не с. Раменка, а село Нагорье, а история д. Пустораменка связано с с. Раменка, которое указывается в акте 1551 года. Оба села входили в Каменный стан Бежецкого Верха, оба приписаны к Троице - Сергееву монастырю с разницей в 63 года. Опустевшее с. Раменка к 1646 году возрадилось до деревни Раменка, а запустевшее с. Нагорье возродилось до села и получило название с. Раменка. Чтобы не было путаницы, впоследствии называлось село Раменка-Нагорье и д. Пустая Раменка.
  Подробности узнаем из писцовых книг. Здесь (в скобках) показываю годы писцовых книг, единицу хранения в архиве древних актов листы, годы актов передачи от рождества Христова по современному исчеслению. Поскольку год на русси в XVI-XVII веках начинался с 1 марта по старому стилю, допускается ошибка при переводе, если не указан месяц акта (один год)
  В "Дворовой тетраде" царя Иоанна Грозного упоминается "чин боярский" Андрей Полуектов. Вотчина Андрея передается Троице-Сергееву монастырю в 1551 году. Это подтверждается и писцовой книгой 1627-1629 гг. "Вотчина Живоначальныя Троицы Сергеева монастыря дача Андрея Иванова сына Полуехтова шестидесятого году (7060 г. от сотворения мира, 1551 г. от рождества христова - прим. автора) пустошь что было село Раменка" (ЦГАДА, поместный приказ, ед.. хр. 587 л.л. 347-349 об) Здесь же упоминаются пустоши, что были деревни Яковлево, Новшино, Филимоново, Лыкуша, Омельяново, Ларионово, Алексеево, Лосево, Борок. Как видим, ни одного названия возле п. Рамешки нет., а возле д. Путораменка в памяти сохранились четыре - д. Борки с урочищем Бор, пустоши Лосиха, Филимоново, Яковлево (энциклопедия Рамешковский р-н. Населенные пункты) стр.719.746)ю Далее читаем " и вней пустоши с. Раменка храм Никола Чудотворец сожжен от литовских людей в 112 году (1604 г.)" Значит к концу 20-х годов XVII века на Пустоши стоял один обгоревший храм. Задаемся вопросом, когда запустело село, после набега 1604 года или поэже,
 Приведу выпмсу из энциклопедии "Рамешковский район. Населённые пункты" ( стр. 825). Запись датируется 1614 годом. но. к сожелению. не указан историк. "В с. Рамешки 4 крестьянских двора. 6 дворов пустых. бродят по миру". Если эта запись относится к с. Раменка. то село запустело не сразу. Подобный пример-- с. Тоблеши. В нем к 1627 году остаётся. кроме двух храмов. доров пономаря жилой. "три двора пустых - мрностырский. прикащиков. служен да 12 мест крестьянских дворов пустых. старые пустоты в литовское разоренье" ( ед. хр. 587 л.380 об.- 413). Заполувековый периуд XVI. XVII столетий по этономическим и политическим причинам в нашем крае исчезли или возродились до деревень села Беркошино, Бурцевы Горы, Великое, Волково, Высокое, Дубровка, Заходец, Железово, Жихнево, Иногостицы, Канево, Киверниково, Колодезное, Копылово, Лошидское, Михнево, Окулово,Сивцево, Смочельсково, Старово, Филиппково, Холмы, Хорошово, Чепелиха.И о бывшем селе Раменка в писцевой книге 1646г. читаем "деревня, что была пустошь село Раменка" (книга 1139л. 288)
 Дачи монастырям в нашем крае были в XV-XVI- XVII ввеках.
 Известны древнии манастырские вотчины: XV век- село Вильгощи ( Ильгощи) Кирилло- Белозерского, село Теблеш на речке Теблеше Алексеевского Московского Начертолье, село Застолбье - Вознесенского Московского женского, XVIвек - деревня Сидорого - Троица - Сергиева. В послднии третьи XVI века  Троице Сергееву монастырю приписаны Сельцо Гагалиха (1572 год) Сельцо  Волостково (1572 год), частично Сельцо Нагорнее (1572 г.) Сельцо Матвейцево Нагородне (1575 год), село Наместково на Квупе, Сельцо Горы (1586 год с XIX века и ныне это Моркины Горы).
   Село Нагорье и Сельцо Нагорнее (Селище) исторически связаны  между собой. В Сельце Нагорнее была в XV -XVI веках усадьба князей Сицких, а в селе Нагорье жили крестьяне и стоял деревянный храм Живоночальной Троицы, во второй половине XVI века село и сельцо находятся в вотчене Понтелеевых, Севостьяновых, Клеусовых, Дьяковых. В 1572 году часть сельца Нагорнее передаётся Троице Сергиеву монастырю. Об этом читаем и вписцовой книге 1627- 1629 года: (дача Полуехта да Василия Пантелеевых а по данной грамоте восьмедесятого году (1572) князя Василья Ондреевича Сицкого пол деревни что было сельцо Ногорнее, Селище тож на ручью, а другая половина тоя деревни в вотчине за Фёдором Дьяковым, на Троецкой половине двор моностырский а в нём живёт дворник, "двор Попов", "двор Просвирницын да у неё живёт дьячок сын ее Якушко Власьев, да у нее живёт беспашенный бобыль Гришка Родионов, ... во дворе пономарь Ивашко Алинпиев". (Ет хр. 587 л.л. 352- 355 об.) в Селищах в это время за монастырём один крестьянский и два бобыльских двора и приписанны деревни Костьково, Городок, Якимково ( ныне пос. Городковский) Горы Лысово (Горолысово), Левоново (Леоново), пустоши Горшково Горка, Буславка, Сорокино, Немчиха, Андрейково.
    А о селе Нагорье в этой же книге читаем "Дача Оксиньи Степановы дочери Овцына Ондреевской жены Ермолаева сына Клеусова сто двадцать второго года (1614год), что дала она вотчину свёкра своего Клеуса Савостьянова да мужа своего Ондрея Клеусова пустош, что было село Нагорье, а в ней храм Жевоначальныя Троицы деревян клецки, а в церкви образа и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, а у церкви четыре места дворовых пустых церковного причету - попово, дьячково, пономарёво, просвирницыно, да место дворовое пустое моностырское..." (ед. хр. 587л.л. 363 - 364).
   К моностырю приписаны третье части пустоши Хромцовы, третья часть пустоши Кадной, пустоши Плосково, Бововик, Александрово, Остратово (Остров тож), две третьи пустоши Васюковой, пусоши Бережок и Ворончиха. Выделеные названия существуют ныне возле посёлка Рамешки. Таким образом село Нагорье передётся Троице Сергеевому монастырю в 1614году как запустевшая вотчина, где стоял лишь один храм, а служба совершалась причтом из Селищ.
    Между перепесью земель Московском государстве прошло семнадцать лет. И вот в песцовой книге 1646 года читаем: "Вотчина Живоночальная Троицы Сергеева монастыря село Раменка, что было село Нагорье, а в нём церьковь Живоночальная Троицы" (ет.хр. 1139 л. 7 7№288)
   Здесь же указаны деревни Бережок, Костьково, Сидорово, Леоново, Горолысово, Городок, Селище, Плоское, Борутино, Хромцово, Якимково и " деревня. что была пустыш село Раменка"
   А в итоги "и всего в вотчине село да тренадцать деревень, пятьдесят девять дворов крестьянских, а людей в них сто шестьдесят человек да два двора бобыльских, а в них людей три человека".
   Таким образом, в правлении царя Алексея Михайловича произошло переименование села Нагорье в село Раменка и укрупнение манастырской вотчины из четырёх прежних Нагорьне, Селище, Сидорово, Раменка.
   По вопросу изменения названия из Раменка в Рамешки позвольте вырозить мнение. Переписчек мог конечно ошибится, но ошибка человека была- бы отвергнута временем и людьми . Названия в форме Рамешка встречается в документах XVIII века, миграция  карел в Тверские земли начинается с 30-х годов XVII века.
  За вековой периуд, несомненно влияние языковой культуры карел. Наличие у карел в языке мягких звуков, вероятно стало причиной "смягчение" последнего слога в названии. В доказательство могу привезти названия населённых пунктов Тверской области: д. Рамешки в Санковском районе, д. Рамешки в Молоковском районе, д. Рамешки в Максатенском районе, д. Рамушки между Таржком и Лихославлем, пустош Рамешки Калязенского района. Все эти пункты находились в местах расселения карел. С первоночальным произношением остались деревни, где небыло влияние карельского языка. Это деревни Раменка Торжокского района, д. Раменка Зубцовского района, д. Раменки Ржевского района, д. Пустораменка нашего района.
  В заключении хочу поделится мыслями об отношении к истории. "Рыночный шум" опасен для нас в этой области. Мы наченаем искать древнейших, знаменитейшех, особенных и незаметно скатываемся одни к привозношению, гордыни, другие к равнодушию. Надо сторатся называть всё своими именами. Приходилось читать очерк о селе, которого несуществовала, а был погост, тоесть храм, кладбеще и дома свещенослужителей, а из пера автора вытекали добротные дома и множество лавок. Любовь к малый родине начинается с отеческого дома, деревни, села, погоста. Верю, что она сохранилась у народа, иначе не ехал бы он из комфортных городов к магилам предков.

Бесплатный хостинг uCoz