В. Гвардейцев
КИДОМЛЯ - "КАМНИ У ВОДЫ"
Что еще влечет нас так, как нераскрытая тайна? Прикосновение к тайнам истории заставляет учащенно биться наше сердце, герои прошлого становятся нам ближе и понятнее.
Есть такие события, явления, места и люди, которые всегда и у всех вызывают неподдельный интерес. Но особенно остро наше воображение реагирует на то, что не имеет однозначного толкования, на то, что мы называем магическим словом "загадка" И одна из таких загадок находится на территории Рамешковского района.
Для многих жителей Рамешек, и близ лежащих к нему населенных пунктов, знакомо слово "Кидомля"
Многие в детстве, во время школьных каникул, либо приходили сюда пешком, либо приезжали на велосипедах чтобы отдохнуть, покупаться или просто половить рыбу в Медведице.
Сам я в первые открыл для себя это место в классе 5 или 6, когда по окончании учебного года весь наш класс пошел в поход и местом для похода было выбрано "Кидомля"
Тогда я впервые узнал что на месте "Кидомля" когда-то был большой древней город, и напоминанием об этом остались древние курганы.
Для меня тогда это было открытием. Ведь все что связано с историей и древностью почти всегда окутано какой-то таинственностью, а все что тайно всегда интересно, особенно в детском возрасте. А тут оказывается, что тайна рядом, рядом со мной, рядом с тем местом где я родился, где я живу.
Вопросов было много, что за город и кто его населял, чем они занимались и когда они жили, что означает слово "Кидомля" и наконец почему город исчез. Но тайна так и осталась не разгаданной. Прошло детство и юность. Но манящее чувство прикоснуться к чему-то таинственному и загадочному осталось.
С помощью интернета мне удалось найти книгу Плетнева "Об остатках древности и старины Тверской губернии" издания 1903 года. Благодаря ей удалось узнать что еще в 40 годах 19 века. Федор Николаевич Глинка, русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ, который жил в поместье своей тещи Елены Ивановны Голенищевой-Кутузовой, в деревне Кузнецово Бежецкого Верха, обратил свое внимание на уцелевшие курганы и могильные камни. Вот как он пишет в своем письме к П.И.Кеппену, академику Петербургской Академии Наук с 1839 г., "В пустынях Олонецких, в Твери, Орле и в Москве думал я часто про Вас! А сколько раз должен я был вспомянуть Вас, роясь в земле Тверской Карелии!..... Я напал на след древнего, очень любопытного, хотя очень уже изглаженного, быта какого то народа вовсе неизвестного истории Твери и не за памятного даже для местных преданий...." Расспрашивая местных крестьян о курганах, те отвечали ему "Это батюшка старинные могилки, их соха не берет." Так же старики рассказывали Глинке что на берегах речки Каменки, ниже впадения в нее речки Шуйки, именно на том пространстве, которое находится между этой речкою, рекой Медведецией и Новоторжскою большой дорогой (дорога на Никольское) примыкающей в с. Рамешки к Бежецкой дороге, было столько курганов, что негде было ни пахать ни косить. Но заступ и соха распахали эти сопки и обратили их в пашни. Исследуя курганы Глинка так же обратил свое внимание и на камни с загадочными изображениями. По своим исследованиям Глинка заключил что "Курганы все вместе составляют круг, по окружности составляющей верст 20 (примерно 21 километр)....Весь 20 верстный круг примыкает к реке Медведица, которая при нем как касательная линия круга, между тем как речка Каменка является тут в виде хорды." Круговин курганов Глинка насчитал восемь." Первая на земле Рудневых (д. Каменка) Вторая в "Бабушкеном Леску," Церковная земля Михайловского погоста. Третья под дер. Новая. Четвертая на Новском выгоне, внутри общего круга. Пятая также внутри круга при д. Баскаки. Шестая и седьмая за рекой Каменка. Восьмая - пустошь Кидомля, где как говорят был древний город над рекой Медведица". Из всего найденного Глинка предполагает что здесь на месте бывшего каменного стана Бежецкой Пятины, был какой-то древний город Скандинавов, Славян или другого народа. "Статься может, заключает он, что разные, находимые в Тверской Карелии памятники происходят от различных народов, в числе коих Норманны, без сомнения принадлежали к главным действующим лицам. Они могли плыть с востока вверх по Волге, оттуда в реку Медведица, потом в Каменку, где и был их город. Оттуда тянулись они волоком до реки Мологи, где также есть курганы, - и переходили в систему северных вод"
И так, "Кидомля" открывает свои тайны
После Глинки здешние курганы подвергались раскопкам произведенными 1878 г. для Московской Антропологической выставки местным священником А. Е. Гроздовым, продолжившим свои изыскания и 1880 году. Далее, 1882 г. непременным попечителем Тверской Ученой Архивной Комиссии П. Д. Ахлестышевым и 1893 г. П. М. Казначеевым. По результатам произведенных раскопов после Антропологической выставки профессором А.П. Богдановым была издана монография "Доисторические Тверитяне по курганным раскопкам" Богданов согласно с выводами графа Уварова приходит к заключению что территория Тверской губернии, особенно в северной её части была заселена Мерянами. В период 10-13 веков заселялось Славянами и притом не целыми селениями а отдельными семьями. Ословянивание мирян в Тверской губернии проходило мирным путем со стороны Новгородцев по рекам Тверца, Медведица, Молога. Граф Уваров в своем сочинении "Меряне и их быт по курганным раскопкам" пишет что в древние времена первоначальное деление земель между княжествами несомненно происходило с сохранением по возможности, границ еще более древних, т.е. по народности племен, и таким образом при разделении Руси между сыновьями Ярослава к Новгородскому княжеству перешла северо-западная часть нынешней Тверской губернии. Из этого следует что курганы на реках Медведица и Каменка признаются лежащими на самой границе мирянских поселений. Вот как он об этом пишет в своей книге "Нельзя упомянуть здесь о курганах, лежащих почти на самой границы, которые могли бы положительно решить вопрос о пределах Мерянских поселений. Эти курганы, сопки или насыпи в самых значительных группах встречаются в юго-восточной части Бежецкого уезда, между рекой Медведица, впадающей в нее рекой Каменкой и Бежецким трактом из Твери.....О Бежецких курганах в первый раз упомянул Ф. Н. Глинка, и к сожалению, любопытные сведения его часто были перепечатываемы, но никогда еще небыли основательно обследованы."
После революции 17 года в период Советской власти в 1937, 1938 и 1984 годах были исследованы курганы урочища Кидомля. В результате исследований установлено время образований курганов это10-13 век. Сохранность курганов плохая, большая часть из них разрыта, разграблена.
И так, что же стало известно?
Во первых это то что «Кидомля» это не одно конкретное место, а комплекс состоящий из 6 курганных могильников, мест захоронений, и 3-х селищ, датируемых 10-13 вв.
Во вторых, известно что в эпоху средневековья территорию Тверской области до прихода славян занимали два финно-угорских народа – меря и весь. Исследователи считают что северо-западная часть края занималось племенем весь, а юго восточная часть племенем мери, одако по этому вопросу до сих пор идут дискуссии. На основании анализа курганных материалов предполагается существования особой группы веси на территории Бежецкого верха. В период колонизации славянами Тверских земель происходит смешение племен о чем свидетельствует распространение курганов с кольцом из валунов в основании. Курганные насыпи возводились из грунта, взятого непосредственно на месте сооружения, поэтому их окружают кольцевые ровики-канавки, имевшие также и ритуальное значение. В ровиках, а также на основной площадке погребения разводился ритуальный огонь. Само погребение могло совершаться в сновании кургана или на подсыпке из грунта, толщина которой могла доходить до нескольких десятков сантиметров. Был распространен и обычай кремации на стороне. В составе сравнительно немногочисленного погребального инвентаря есть стеклянные синие, зеленые и желтые зонные бусы, орудия труда и предметы вооружения.
Погребения в курганах по обряду трупоположения известны с 10 в., они так же, как и сожжения, совершаются и в основании кургана, и выше. С 12 в. появляются захоронения в подкурганных ямах, первоначально неглубоких; в 13 в. они углубляются. Следовательно наше селище были заселены ильменскими, новгородскими славянами которые пришли с севера-запада.
В третьих Территория современной Тверской области в эпоху развитого средневековья входит в состав Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и Смоленского княжеств. К 1054-1060 гг., после раздела земель по смерти Ярослава Мудрого, тверские земли, наряду с переяславскими, ростовскими и суздальскими, вошли в удел князя Всеволода Ярославича. В 1097 г. они перешли к Владимиру Мономаху. В 1212 г. по завещанию Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, о котором сообщает В.Н. Татищев, тверские земли в качестве полу самостоятельного удела в составе переяславльских земель достались его сыну Ярославу Всеволодовичу. В этот период в устьях некрупных рек - притоков основной водной артерии края - реки Волги, возникают сторожевые, пограничные города, крепости. Следовательно можно предположить что на месте урочища «Кидомля» существовал сторожевой пограничный городок Новгородского княжества.
В четвертых. Материальная культура средневековых городов главным образом известна по археологическим раскопкам. Их результаты дают представление о существовании металлургии, гончарного дела, железоделательного и бронзолитейного ремесел, ювелирного и камнерезного дела и др. Предметы найденные в Селище 1 (Кидомля), гончарная и лепная древнерусская керамика, большое число металлургических и бронзолитейных шлаков, куски криц, керамическое сопло, остатки производственной печи железные кованые гвозди, обломок серпа, калачевидное кресало с язычком, обломок тигля с застывшими капельками бронзы, все эти предметы говорят о том что на кидомле существовала и металлургия, и гончарное дело, железоделательное и ювелирное ремесло, что является признаком русского средневекового города.
На часть вопросов ответили. Но почему город исчез, почему казалось бы благополучное поселение на берегу Медведицы в последствии не стало городом? Можно предположить, что в татаро-монгольский период, пограничный, сторожевой городок Кидомля был разорен во время военного похода, после которого уже не в силах был оправиться. Так же известно что к конце XII века Князь Олег Святотославович Черниговский поссорившись со своим двоюродным братом Владимиром Мономахом пошол на Новгород, откуда хотел выгнать сына Мономаха, Мстислава Владимировича. Князь Олег послал своего брата Ярослава в «разведку» на Медведицу. В следствии этого так же можно предположить что во время проводимой Ярославом разведки Кидомля была подвержена нападению. Эти предположения подтверждают выявленные в Селище 1, угольно-золистый слой, следы пожарища.
Что же с названием городища «Кидомля»? Здесь гораздо сложнее. Не в одном топонимическом словарь мне не удалось найти объяснения этого слова. Ф. Н. Глинка в своих записях называл урочище «К[у]домля», что созвучно с Удомлей, Слово «Удомля» имеет восемь версий происхождения этого названия. Выдвигался ряд вариантов, но все соглашались при этом, что имя очень древнее. В Удомле, вокруг нее и даже у соседей таких имен несколько: Удомля, Кжемля, Катемля (Хотимля), Гадомля, Лощемля. Названия на -омля могут иметь различное происхождение. Если первично название селения и волости, то можно предполагать его образование от гипотетического гидронима Удома (сравните с реками Андома, Судома), а -ля считать окончанием финского местного падежа. Но для образования гидронимов эта модель не применяется. Поэтому, если первично название озера, то более вероятно предполагать его древнее балтийское происхождения.. Заслуживает внимание версия ......по которой Кидомля карельское слово, kidu/o-мучиться, страдать, muld/a-земля, muldual/lla- хоронить, засыпать могилу землей, отсюда kidomu[ldua]lla, часть слова утрачена, получилось kidomula – кидом[у]ля, предположительное значение, земля страданий, земля захоронений (но не кладбище), сложно образованное слово.
Ну вот казалось бы все тайны "Кидомли раскрыты, загадка разгадана и на этом можно поставить точку. Но в ходе исследования возникли новые вопросы которые требуют своего ответа. Во первых наверное самым интересным является вопрос об огромных камнях, которых в нашем районе очень много и недаром раньше наш край назывался каменным станом Бежецкого Верха. Нахождение их здесь понятно, это следы последнего ледникового периода, интересует другое. Еще Ф.Н. Глинка в свое время обратил на них внимание. В своем имении Кузнецово, он собрал целый музей необычных камней находимых им и его крестьянами в округе. Часть камней он передал в Тверской краеведческий музей но к сожалению до наших дней они не сохранились. Якобы в период войны во время бомбежки были уничтожены. Особого внимания заслуживает два камня. Первый с надписью и четырехугольным изображением, найденный глинкой во время раскопок одного из курганов. Изображение /Глинка принял за план строения или подземного лабиринта. А надпись легко читалась как «Степан».
По поводу четырехугольного изображения. Это изображение очень похоже на изображение на камне в Изборске, который считается надгробным памятником Трувора. Так же на территории Украины, в Берковщине на крышке князя Василька Теребовльского, точно такой же четырехугольный знак. Как я уже говорил что два камня Глинка пожертвовал Тверскому Музею, так вот в описании музея за 1903 год говорится «Академики Круг, Финн-Магнусен и Шегрень объясняют что изображенные на первом камне три четырехугольника означают поединок и что камень положен на могиле Степана убитого на поединке» На втором камне Датский профессор Финн-Магнусен нашел будто бы сложные руны и прочел Иварови (или Ингварови, или Игореви) взять, т.е. поставлен, воздвигнут.
Ингвар или Игорь по мнению Магнусена и Шенгрена, был знаменитый шведский полководец, о котором повествует особая исландская сага. По сказанию этой саги он предпринемал отдаленные путешествия в теперешнюю Россию, почему и назван Ингварь – далеко странствующий, совершил там великие подвиги и наконец там и умер от лютой болезни. А знак подковы изображенной на камне означает что лошадь похоронена вместе со своим хозяином и что она была вместе с ним в походе.
Профессор Шеверев в 1848 г в своей лекции по истории русской словестности высказывает «В надписях найденных Глинкой Магнуссен нашел связное руническое письмо и выводит из всего исследования доказательство, что скандинавские руны еще в конце 10 века были употребительны в России, даже применялись к словесному языку и совершенно по древнейшему северному способу вырезаемы были на дереве и на камнях, как отдельными чертами так связными рунами.»
В свою очередь граф Уваров дает свои замечания. По его мнению камень с надписью «Степан» и четырех угольным изображением является межевым камнем. Обозночающим границы собственности Степана. Якобы четыреугольное изображение является знаком собственности, при этом граф ссылается на то что изображения подобного рода часто встречается на мегалитических памятниках в Англии, шотландии, Бретании и а также на дне глиняного сосуда хранящегося в Чешском музее.
По поводу второго камня с рунами граф Уваров вовсе говорит о природном, естественном его происхождении.
К сожалению эти камни не сохранились до сегодняшнего дня, остались только графические изображения черт, и иследователям сложно определить имеют ли они искуственное или естественное происхождения. Но и в наше время некоторые ученые изучающие прославянскую письменность пытаются прочесть эти надписи. Например профессор Чудинов, известный специалист по словянской руннице так переводит надпись на одном из камней найденных Глинкой в нашем крае, «Шлю я тебе грозный, горячий поклон, воин, солдат, женщина! На бой вся русь выходит». Какой то средневиковый лозунг в духе «Вставай, подымайся...». Тот же профессор Чудинов иследуя надписи на плите саркофага князя Василька Теребовльского, где начертан четырехугольный знак, похожий на тот что на камне с надписью «Степан» найденный Глинкой, заключает, что знак является не символом зодчей мудрости, как пологают украинские ученые, а знаком отмечающим воинское захоронение. Рене Генон в книге «Символы священной науки» назвал его «тройная друидическая ограда» (la Triple Enceinte). Ссылаясь в основном на исследования французского ученого Поля Ле Кура и на его публикацию в журнале «атлантис» (июль-август 1928 г.), он описывает символ трех концентрических, вписанных друг в друга прямоугольников или квадратов; от центрального маленького квадратика отходят четыре линии, пересекающие под прямым углом другие квадраты и образующие как бы крест, наложенный на всю схему «ограды». Такой символ начертан на «друидическом камне», обнаруженном на территории древней Галлии — в том месте, где предположительно проходили ежегодные собрания друидов (Генон указывает, что это место называлось медиоланан). СТЕ ПАНЪ — вполне можно истолковать как С[ВЯ]ТЕЙ ПАНИ, Святой Владычице, за которой может скрываться и дохристианский образ.
И в заключение еще один интересный факт. Есть такая настольная игра, называется «Мельница» Игровое поле которой выглядит так же как знак на камне три четырех угольника находящихся друг в дрге с вертикальними и горизонтальными линиями проходящими через середины квадратов. Эта игра имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.
В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338).
Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка – «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд). Правила
У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.
Далее идут два варианта правил с разными вариантами полей:
1.стандартный – можно построить ряд, потом вывести из него одну фишку, затем вернуть ее обратно и «съесть» фишку противника. Так можно делать до бесконечности.
2.построив один ряд, «съев» им фишку противника, больше «есть» им нельзя. Нужно строить другой ряд, по другим точкам. Этот вариант играется на доске с диагональными рядами.
Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.е. он не может построить «ряд». Игрок может также проиграть даже на первом этапе игры, если все его фишки будут заблокирован.. Игровое поле, поле поединка двух игроков, по аналогии поединок двух воинов, что подверждает версию Финна-Магнусена о том что знак означает поединок, и камень положен на могиле степана убитого в поединке.
НУ вот и все но загадка Кидомли все же осталась. Надеюсь когда нибудь удастся ответить на вопросы поставленные Глинкой, поставленные им в его статье «Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде», опубликованной в первом томе «Русского исторического сборника» (1837).
И в заключении Притча от Франка Эдварда
Один мальчик, гуляя по полю в южной Ирландии, наткнулся на камень. Одна его сторона была гладкой, на другой были видны какие-то надписи. Он показал этот камень сельскому учителю, который отослал его в университет.
Учёные пришли в восторг. Один обнаружил, что надпись на иврите и является предупреждением о захватчиках, которые вскоре нагрянут.
Другой учёный был не менее уверен, что надпись на древнескандинавском и рассказывает о битве автора с дикими людьми после кораблекрушения.
Спор шёл, пока его не разрешил один студент, который посмотрел на камень, когда на него падал свет под определённым углом. Надпись читалась чётко. Ей было не более 150 лет, и написана она была на английском.
Она гласила: «Июнь 1788. Я снова пьян сегодня».
P.S. Недавно мне попала в руки книга професора ТвГУ Ю.М. Смирнова "Пешком по Тверской области (топонимические заметки краеведа)" Тверь: Библиотека краеведа. Издательство ГЕРС 2000 г.
В третей главе первой части, в статье посвященной Рамешковскому району, наряду с другими населенными пунктами нашего района таким как Киверичи, дается определение названию и урочищу "Кидомля".
Вот как он пишет. "Но вернемся к Киверичам. Конечно, звучит название по-западному, по-кривичиски. Киверичи-кривичи. Но есть и другие предположения. "Ки, кевь"- по древнефински камень. Название урочища Кидомля с этой позиции переводится как "Камни у воды". Там действительно огромное количество валунов, а вода рядом, внизу под обрывом течет Медведица"