Рукопись Г.П. Келейникова
«Помянух дни древния и поучихся во всех делах твоих…»
Надпись на памятнике на Кушалинском кладбище МОГИЛЬЦЫ
Издревле наш край; край рек и озер, дремучих лесов населяли финские племена. До прихода славян он был населен главным образом племенами Вёсью - это подтверждается ссылкой на Европиуса, который говорит, что все названия Северной и Средней Руси до Полоцка и Витебска угорского происхождения и что в частности Весь жила около Белозера, население доходило до реки Оки, название их местности Весьегонск, Вески, Весцо и другие подтверждают это же. Курганные раскопки устанавливают одинаковость предметов в Московской, Владимирской и Ярославской губерниях и принадлежат одному длинноголовому народу. Арабские путешественники и писатели помещают народ Вису или Весь на дальнем севере -где живут Варяги и Юрга, где летом не бывает ночей, а зимой дней. Они вели основную торговлю с арабами, ввозили сабельные клинки, а вывозили меха, бобров, соболей и белок. Эти торговые сношения подтверждаются нумизматическими находками.
Не позднее VIII столетия славяне, наши предки, перемешались с народами Вёсью - финнами. В это время произошла мирная колонизация этих благодатных земель Новгородскими славянами и Кривичами. Как известно, славяне любили избирать реки как путь своего передвижения, берега рек и озер как место жительства. Особенно они любили поселяться в сосредоточье торговых путей, водных и сухопутных.
Первые сведения о селе Кушалино относятся к XVI веку. Однако основание села, очевидно, следует отнести к более раннему времени.
Кушалино располагается на реке Кушалке, близ ее впадения в реку Медведицу, которая впадает в реку Волгу. По местным преданиям, в былые времена Кушалка была значительно полноводнее, нежели теперь. Вокруг стояли дремучие леса, в коих было изобилие зверя и птицы. В описаниях конца ХVI века упоминается о том, что жители села Кушалино занимались охотой, в частности псовой. В описаниях XVIII в. перечисляются обитатели лесов: лось, медведь, рысь и т.д.
Наилучшими были и рыбные запасы Кушалки и Медведицы. Очевидно, кушалинцы в древности занимались рыбным промыслом.
Как сказано выше, реки использовались славянами для продвижения в новые неведомые земли. Реки также служили торговыми путями. Кушалино, таким образом, было основано в одном из средоточий торговых путей из Великого Новгорода на восток и с востока в Великий Новгород. Затем из Тверского княжества в Кашинское княжество из Москвы, Твери в Бежецкую пятину и дальше на север. Село Кушалино принадлежало Бежецкому уезду до конца 19 в.
В наших краях в 12-14 в.в, существовали важнейшие водные пути: Молога, Медведица, в центре - Волга. Все реки вели к Волге. Это был путь Новгородцев за хлебом, за товарами на юго-восток. Можно предположить, что село Кушалино, находясь в столь удобном положении, испытывало определенное благополучие.
Вместе с тем, оно испытывало на себе и все тяжкие беды и несчастья, которым подвергалась наша многострадальная родина в прошлом. Одни горестные события нам известны, а о других мы можем только предполагать.
Известно, что в 1237г., после разбития Великого Князя Юрия на реке Сити при селе Божня, орда хана Батыя разделилась на многие отряды, которые двинулись в том числе на Тверь - Торжок. Монголо-татары, следовательно, могли пробираться и там, где ныне находится село Кушалино. Этой местностью огли проходить к Бежецам литовцы в 1243г., затем бежавшие и побиваемые славным князем Александром Невским. Как известно, литовцы повторили грабительский набег на Торжок, Бежецы и вновь побиты были Александром Невским.
Русь страдала не только от чужих, но и от своих. В 1273г. Тверской князь Святослав пригласил татар двинуться на Бежецы. Путь его видимо, в основном совпадал с тем путем, который и ныне соединяет Тверь /Калинин/ с Бежецком. Этим же путем совершали набеги на Бежецкую область и Тверской князь Михаил Ярославович и сын его Александр и другие князья Тверские.
Более достоверными представляются события, происходившие в наших местах в период так называемого "лихолетья". К их описанию пока не позволяет перейти принцип последовательности во времени.
Здесь же мы уделили место человеку, чьему имени во многом обязана историческая повесть о селе Кушалине - Великому князю Симеону Бекбулатовичу, хану Касимовскому.
Доныне в Рязанской области существует город Касимов. Что же представляло собою место, давшее Симеону Бекбулатовичу титул «Хана Касимовекого»?.
Касимовское царство было удельным владением татарских ханов в составе русского государства. С середины 15в. до 1661г. с центром в г. Касимове управлялось оно татарскими "царями" или "царевичами" /ханами/, назначенными русским правительством, первым царем был Касим, которому великий князь Московскии Василий Темный за оказание военной услуги передал в удел между 1448-1456г.г. городец Мошерский, но он в последствии переименован в Касимов.
Искусственно созданное Касимовское царство с этнически неоднородным местным населением, в котором пришлые татары составляли меныпинство, не имело никакой политической самостоятельности, всеми делами и царством фактически управлял назначавшийся из посольского приказа воевода. Касимовские ханы получали жалованье от московского правителя и рязанских князей: местное мордовское и мещерское население платило ясак. Сверх этого ханы владели землей, на основе обычного поместного права.
В конце 17в. Касимовское царство было присоединено к дворцовым волостям. Иван Грозный и его предшественники не отказывались от услуг татар, желавших пребывать под его рукой. Это благоволение распространилось фактически как на входивших в московское государство татар, подобно Касимовским татарам, так и на коренных казанских татар. Симеон Бекбулатович, хан Касимовский, был крещен в православную веру.
В 1581г. Баторий, польский король, направился к Пскову. Симеон Бекбулатович с воеводой Мстиславским и Курлановым стоял с главными силами в Вышнем Волочке и участия в военных делах-действиях почти не принимал: его задачей было оберегать от врага Москву и государя, который находился сначала в Старице, а затем в Александровской слободе.
Определяя роль Симеона Бекбулатовича как военноначальника, нельзя не заметить, что он, занимая самое почетное место между воеводами Московской рати, никогда не действовал самостоятельно.
В 1574г. через 10 лет после создания опричнины, земщины, царь Иван Васильевич произвел и посадил Касимовского хана Саин-Булата (в крещении Симеона Бекбулатовича) царем на Москве и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил в Петровке, весь свой чин отдал Симеону, а сам ездил в оглоблях. Как приедет к царю Симеону, отсаживается от царева места далеко, вместе с боярами.
Действительно сохранились грамоты, в которых от имени Симеона, князя ВВеликого всея Руси, делаются разные земские распоряжения, как от имени царя. Известна челобитная, в которой Иван Грозный, в духе того времени, униженно бьет челом от себя и от своих детей к Симеону Бекбулатовичу, Что вызвало такой поступок Ивана Грозного? Можно согласиться с мнением некоторых историков в той части, что Иван Грозный опасаясь своего окружения, прежде всего боярского, посадил на трон Симеона, как бы отводя тем самым направление возможного удара с себя на него. Это был политический ход. Фактически правил Иван Г., хотя и поместил себя в тень. Это должно было быть ясно всем, но направить удар на Ивана Г. уже было трудно, так как он ведь не царь... Направить удар на Симеона Б. было неуместно, так как царем он был формальнсо. Стоит в данном случае сопоставить характеры и способности Ивана Г. и Симеона Б. Ясно, что Симеон Б. обладал гораздо меньшими способностями, чем Иван Г. Нельзя, видимо, объяснить факт возведения Симеона Б. на трон лишь политической хитростью Ивана Г. Факт этот мог быть вызван и некоторыми особенностями, которыми обладал подозрительный, неуравновешенный и своенравный Иван Грозный. Важен факт доверия Ивана Г. к Симеону Б., вызванный в частности, их родственными связями. Однако слишком слабо справлялся Симеон с обязанностями царя, которые, видимо ему были непосильны, да и несоответствовали ему по духу. Симеон правил царством 2 года. Затем его сослали в Тверь.
В Тверской области Симеон Б. проявил себя как нельзя лучше. Дворцовые земли сделались при нем благоустроенным хозяйством.. Тверской край при нем отдыхал после управления им Московскими наместниками. Князь сочувственно относился к крестьянам, к сиротам, помогал обедневшим крестьянам, предпринимал меры от бедствий, моровой язвы, неурожаев и пожаров. Особенно замечательно то, что во время его княжения в Тверской губернии не было нищих.
В Кушалине, помимо каменной церкви им были выстроены две деревянные церкви, палаты, где он жил, двор и службы. Кушалинский двор «носил следы административного центра. Штат лиц, окружавших Симеона Б. был очень разнообразен и пестр по своему составу».
В истории Ключевского читаем:
«Бывший земской царь, полузабытый ставленник Грозного Симеон Б., ослепший под старость, ослеплен по слухам А.А. все тем же Борисом Годуновым. По мнению С.Ф.Платонова, эпизод с Симеоном Б, был какою-то игрою или причудою, смысл которой нелеп, а политическое значение ничтожно».
Часть 2.
Сколько будет существовать историческая наука, столько будут вырабатываться и взгляды на те или иные факты истории.
В самом конце 1597 г. царь Федор Иоаннович занемог смертельной болезнью, 7 января 1598 г, в час утра скончался. Мужское племя Калиты пресеклось, осталась одна дочь несчастного двоюродного брата Иванова Владимира Юрьевича, вдова титулярного литовского короля Менгуса, Марфа-Мария Владимировна, которая возвращается по смерти мужа, в Россию, но и она для света была мертва, была монашкою, пострижение ее, говорят было невольное. У нее была дочь Евдокия, но и та умирает еще в детстве, говорят смертью неестественной. Оставался еще один человек, который не только носил звание царя, но и одно время, по воле Грозного, был венчан на престол Московский: Касимовский хан, крещеный Симеон Бек Булатович. В начале царствования Федора он еще упоминается в разрядах под именем царя Тверского, но потом летопись говорит, что много он жил в скудости, и наконец ослеп. В этом несчастье летопись прямо обвиняет Годунова. Вскоре после смерти Грозного, Борис Годунов, имевший в лице Симеона возможного претендента на Московский престол в случае смерти царя Федора, ссылает его (1586-1588г.) в село Кушалино, в одну из Тверских его вотчин, и несколько позднее приказывает его ослепить, в 1606 году. Шуйский постригает его в Кириллово-Белозерском монастыре, Лже-Дмитрий призывает его ко двору и вслед за тем, заточает его в Соловецкий монастырь, откуда тот возвращается в Москву в 1613 г. где и умирает через три года.
Прах его покоится рядом с прахом супруги в Симоновском монастыре под папертью, в Москве.
Память об этих событиях жива в народе. Приведем стихотворение П.Чернышева, директора Тверской гимназии, напечатанное в 1917г. в книге «Экскурсия в село Кушалино».
ДОСТОПАМЯТНОЕ
Сотворим также низкий поклон,
Вспомянув, что тогда же скончался
Бекбулатович Князь Симеон,
Что когда-то царем величался.
Грозный царь, по капризу судьбы,
Отказавшись от царского трона,
Пожелал, несмотря на мольбы,
Посадить на престол Симеона...
Против воли поставленный царь
Получал уваженье сначала,
Но отправлен был в Тверь, и как встарь,
Ни за что он подвергся опале...
А в Твери Симеон долго жил
Отличаясь там жизнью простою,
И пред всеми почет заслужил
Благочестьем своим, правотою.
Им построен в Кушалине храм,
Верст за тридцать от Твери родимой,
И поныне он славится там
Стариною своей досточтимой ...
1916 г..
В селе Кушалине Симеон Б. построил шатровую церковь Смоленской Божией матери, сохранившуюся до настоящего времени (в 28 км. от Калинина по Бежецкому тракту). Церковная летопись относит построение памятника к 1592 году, но документов, на основании которых была установлена дата, не сохранилось. В писцовой книге 1580г. церковь еще не упоминается, первое упоминание о ней относится только к 1615 г. Но в писцовой книге 1627-1628 г.г. церковь прямо названа как строение князя Симеона Б. Тверского.
Наиболее вероятно, что памятник был построен до его ослепления, случившегося не позднее 1595 г. (под этим годом записано указанное событие в летописи). Это дает основание полагать, что памятник построен в период между 1580 и 1595 г.г. В пользу даты, называемой церковными ведомостями 1592 год, говорит следующее обстоятельство: церковь с самого начала имела два придела, и один из них - во имя Дмитрия Солунского. Указанный святой мог быть избран или в память сына Симеона Дмитрия (год его смерти не удалось установить), или в память убитого в Угличе сына Грозного. Если согласиться со вторым предположением, то указанный выше возможный период построения церкви сжимается до четырех лет 1591-1596 г.г. и дата 1592г. становится вполне правдоподобной.
Помимо общего внимания памятник интересен по ряду присущих ему одному индивидуальных черт. Композиция основных черт архитектурных объемов в Кушалинской церкви крайне проста. Это куб, с тремя сильно выступающими вперед абсидами, на котором поставлен широкий восьмигранник, завершенный шатром. Шатер световой, четыре окна прорезывают шейку под его главою, таким образом, центральная часть здания дает внутри законченное единое пространство, свободно устремленное кверху. Наружная обработка стен здания частью восходит к формам соборного зодчества, в частности к декорации Московского Архангельского собора. Всю восточную стену закрывает поздний иконостас 19 века. Первоначальный иконостас занимал лишь вдавленную часть стены, закрывая центральные двери, и распространяясь над дверями боковых абсид в форме буквы «Т».
Памятник дошел до нас сравнительно мало искаженный позднейшими переделками, но значительно пострадал под влиянием времени. К числу важнейших переделок относятся следующие. Все три главы (вместе с шейками) обшиты железом, что изменило их первоначальную форму: окна двух абсид растесаны, разделяющая абсиды стенка вынута, в южной стене рядом с дверью пробито окно и превращена в окно северная дверь (в 1741 г. во время упразднения приделов), исчез первоначальный вход в подклет. Пристройка 1888 г. закрыла западный фасад здания. Несколько ранее церковь была оштукатурена, что придало поверхности стен неряшливо-лапидарный характер, особенно пострадали лопатки, на чердаке трапезной сохранилась неоштукатуренная часть западной стены. Белокаменные профили подвергались сильному разрушению, местами утрачены совершенно. Требовалось внимательно обследовать сохранившиеся части, чтобы убедиться в первоначальной чистоте всех линий.
Основной материал: кирпич средний. Тщательность выделки каждого облома свидетельствует о вполне освоенном каменосечном мастерстве. Напротив плиты, покрывающие снаружи закомары и кокошники шатра, выделяются грубостью обработки, неряшливо уложены и должны быть отнесены к одному из последующих ремонтов здания. В Кушалине мы встречаемся с работой хороших мастеров, вероятно, это были Тверичи, может быть, из числа связанных с Симеоном Б. еще до низложения его наместничества. Это предположение как бы подтверждает некоторые черты сходства между церковью в Кушалине и церковью Белой Троицы (1564 г.) в Твери. Это трактовка внутреннего пространства абсид. В самом деле, приделы Кушалина живо напоминают церковь, устроенную в южной абсиде в Белой Троице, размер и соотношение частей не совпадает, но сам характер решения один и тот же. Для обоих памятников характерны сдавленность пространства с боков и вытянутостью в высоту (в Кушалине она значительна). Так или иначе, белокаменщики, работавшие при возведении Кушалинской церкви, сумели дать ей, судя по сохранившимся фрагментам, далеко незаурядное убранство.
Часть 3.
Выше уже упоминалось сходство обработки нижней части кушалинской церкви, с декорацией Московского Архангельского собора. Это сходство настолько последовательно, что не позволяет сомневаться в том, что мы имеем дело с сознательным подражанием, несомненно, мы имеем дело с требованиями, предъявленными мастеру со стороны заказчика. С этой стороны и следует искать объяснения особенностей социального положения его строителя. В чем были эти особенности? Прежде всего, перед нами представитель крупного феодального вотчинного землевладения. Политические ориентации Симеона Б, не вполне ясны. По-видимому, он никогда не был особенно близок ни к одной из больших группировок, он стоит где-то между боярством и кругом царя. С первым он связан собственно только в силу родства, он женат на дочери И.Ф. Мстиславского, бывшего воеводы в Казанских и Ливонских походах, того самого, под чей двор метали головы казненных в 1574 году. Но он резко выделяется из общей среды Московских вассалов. Человек царского происхождения, фактически коронованный в Москве, он даже будучи отослан в Тверь, получает власть, значительно превышающую власть царского наместника, например - право жаловать вотчинною землею, право подтверждать или уничтожать царские выданные грамоты и др.
Титул «царя» сохраняется за Симеоном до самой смерти. Записи обоих Годуновых обязуют бояр «не хотеть на Московское государство царя Симеона Б. и его детей, ни семьится, ни дружиться, ни ссылаться с царем Симеоном, ни грамотами ни словом, схватить и привести к государю того, кто захочет Симеона Б. на престол». Мы видим, что и в сознании тогдашнего общества Симеон стоит особняком, выше прочего боярства, и нам становится понятным его стремление отметить это превосходство своего положения: в подражании в микроскопических масштабах своей удельной вотчины - пышности окружения самого Московского Кремля. Понятно и то, почему выбор падает на Архангельский собор-усыпальницу всех Московских князей, именно усыпальницу построил себе Симеон в Кушалине. Предположение, что богато обработанная белокаменная палата под церковью предназначалась для жилья, маловероятно, скорее, она предназначалась для совершения обрядов поминальных над местом погребения. Здесь, как и везде в религиозных представлениях ХV-ХVI в.в. на первом месте мы видим заботу об устроении души, о ее загробном существовании. Издревле князья, богатые хоронились в каменных раках или гробницах, и погребались в подпольях церквей, которые у нас в древности назывались голубцами или голбцами.
Внешнее сходство с Архангельским собором было, следовательно, предписано мастеру. Почему же, однако, он закончил сооружение шатром? Надо думать, что в этом было второе условие заказчика. Одновременно с Василием Блаженным строятся шатровые церкви, одна - соборная в г. Старица, другая в Московском Кремле, в бывшем Богоявленском монастыре. В этих грандиозных постройках середины столетий мы находим объяснение к Кушалинской церкви.
Вполне естественно, что ее строитель и в годы ссылки, когда иные условия вызывали и новые тенденции в искусстве, остался верен художественному идеалу эпохи, с событиями и деятелями которой теснейшим образом переплелась его личная судьба. Симеон Б., как говорят, построил всего одну каменную и две деревянных церкви, но обе последние сгорели, и осталась одна, которая была домовой церковью Симеона Б. и кажется, была соединена ходом с его палатами.
В храме еще в 1917г. хранилась икона Божьей матери, которой был благославлен после крещения Симеон Б. Икона была в новой ризе, которая дает впечатление от древнего образа. И тут надо воскликнуть: где теперь эта икона? Справа от царских, врат помещалась икона Божьей матери, на лике которой видны были следы литовских надруганий.
По стенам храма были написаны (в фресках) ветхозаветные изображения. Под этой церковью помещается подземелье, где Симеон любил уединяться, где он молился и умерщевлял свою плоть. Вход в него снаружи, подземелье глубже и превышает размеры подземелья Отроча монастыря в Твери. Подземелье было выложено огромными камнями, в стенах имелись ниши.
В Смоленской церкви службы были исключительно зимой.
ХРАМ-ПАМЯТНИК.
(село Кушалино Тверского уезда)
Век злополучный, ужасный век Грозного,
В вечность ты канул, век мрака и варварства!
Хочется верить, что не был ты недругом
В царстве Московском, в Руси нашей Матушке,
Хочется мифом счесть страшное прошлое,
Лобное место, застенки кровавые...
Хочется верить, что не было Грозного,
Выдуман Грозный царь, выдуман ворогом
Русь православная, Русь богомольная!
Что у ней общего с мрачной эпохою,
Времени лютости, страшной жестокости?
Выдуман Грозный царь ... не было лютости,
Не было гнева, опалы - немилости!
Но храм этот памятник разве не был сема,
Истина точная, не легендарная?
Древностью веет от каждого атома...
Имя строителя - имя бесспорное,
Имя известное и безупречное ...
Жертва прошедшего, времени мрачного,
Времени пыток ... времени Грозного.
Царь ... лишь на час один «Милостью» Грозного,
Проще капризом иль прихотью царскою.
«Милостью» был он пожалован Скипетром,
«Милостью» сослан в Кушалино-вотчину ...
Сколько страданий невольным Свидетелем
Был этот памятник-храм древлесозданный,
Трудно счесть нам, представить бессильны мы
Все эти вздохи опального ссыльного!
Пусть же уроком послужит нам храм этот,
Храм Стародавний, Символ терпения!
Пусть поучает нас кроткой покорности
Воле великой Творца, Провидения!
Н. Прохоров
Часть 4.
Как известно, в 1601-1603 г.г. на Руси был великий голод. Нет прямых указаний об этом бедствии в Кушалине, но мы не можем уйти от печальных картин, которые возникают в сознании, когда читаем у историка следующее описание голода в нашем крае: «Быстро пустели села и деревни вокруг Бежецка»...
За этим лютым событием не менее лютые события. Когда поляки и литовцы безнаказанно производили великие разрушения в нашем отечестве, наш край не избежал печальной участи. Одна из шаек польских интервентов под начальством пана Красовского двинулась от Москвы на Тверь к Бежецку, разоряя города, деревни, сжигая церкви и монастыри.
В 1614 г. одна из польско-литовских шаек вновь прошла по Бежецкому уезду.
Вот что писали местные летописцы о нашествии поляков и литовцев: «Храмы были осквернены, все украшения икон святых ободраны, людей ломали, вешали, жгли на огне, и другие ужасные мучения производили, от чего многие места опустели. Варварства продолжались почти 12 лет». Такого разорения и погрома не видали со времен нечестивого нашествия татар, да и они так безбожно и зло не творили».
О походах врагов в Кушалино имеются указания в архивных документах: «В 126г. /1618г./ жил в Кушалине в Рождественском монастыре в своем домишке», - писал некий Нестор Максимов –«сидел там от литовских людей», которые подходили к монастырю, но осажденные храбро защищались и многих поубивали. О появлении врагов осажденные немедленно слали весть в Тверь к воеводе Д.П. Пожарскому.
Среди жителей Кушалина и в наши времена много разговоров было о церкви в с. Кушалино.
X
Эта древность окружена легендой о видимой подкове на полу в церкви еще со времен Ивана Грозного, речь идет о церкви, построенной в половине 16 в. Симеоном Б., на которой был крест с полумесяцем (значение полумесяца понимается очень смутно). Построена церковь во имя Смоленской Божьей Матери. Это говорит о том, что Симеон был склонен к православной вере, но поскольку он был татарин крещеный, то и воздвиг крест с полумесяцем, это говорит о превосходстве православной веры над магометанской. Но другое таинство непонятно: В этом храме была высечена подкова на полу, а может быть и от нашествия литовско-польского, которые оскверняли храмы. Поскольку люди видели отпечаток подковы на полу, то и говорят, что там были кони захватчиков. Предание это перекликается с фактами, изложенными в некоторых исторических документах, так, в рукописи второй половины 18 века, хранящейся в Калининском областном музее, пишется о нашествии поляков и литовцев на наш край: «Храмы грабили и превращали их в конские стойла.».
х
В какой-то сказ превращается и камень в пустоши Савинской. Там есть камень с высеченной подковой. Оборонительный вал расположен так же подковой, сзади расстилается болото, по которому в те времена нельзя было подойти к засевшим за валом. Есть тут колодец глубиной до 12 метров, и от него стоит камень в 40-50 метрах, лицевой стороной смотрит на Восток, где высечена подкова. Будто бы от этого камня на восток на расстоянии скольких-то локтей зарыты ценности. Копали обычно в самом валу, а надо отмерить локти. С тех давних времен пустошь заросла вековым лесом, кустарником, да и камень с подковой время не пощадило. В недавние годы его подрыли. Поскольку вся пустошь изрыта в поисках клада, то Ведновские мужики решили, что клад под камнем, поэтому вырыли большую яму и камень туда ковырнули, но клада и под камнем не оказалось.
Не помню автора книги, но он пишет так, что когда-то везли Кашинскую казну по дороге в Тверь. Об этом знали и устроили на на нее нападение, ездового убили, да охрану побили, а основную казну отбили. Исчез один ларец с драгоценностями княжны. Его взял один из нападающих и в суматохе скрылся, закопал его, и сколько не пытали, не просили, он не признался. Так его и замучили. Ранее описанная пустошь в диаметре сажен 660. Вал из себя представляет подковообразную форму.
х
Не только в смутное время, во время польско-литовского нашествия, но и после первого царя Романова, в начале 16 столетия, в течении всего 18 столетия здесь долго лютовали поляки, а также шайки «Вольниц», «Козаков», «своих» разбойников с юга, с Поволжья, продолжали разбой по нашей земле.
И от этого времени, как и от времен более отдаленных, идут слухи о кладах, зарытых в земле. Близ Кушалина, в междуречье Медведицы и Каменки находится чрезвычайно интересные в этом отношении места, «Бабушкин лесок», в котором якобы был зарыт клад, приводивший местных жителей в таинственный страх. Эти места исследованы в 19 в. Глинкой, Плетневым. Однако до конца их тайна, действительная или мнимая, до сих пор никем не раскрыта. Места эти, как и некоторые другие, о которых известно либо из книги Плетнева, либо из местных преданий, еще ждут своего исследователя.
Продолжим разговор о местных преданиях. Сосна, высотою около 15 метров. Нижнее колено из пяти суков, второе из 7 суков, третье из шести суков, идут строением подряд, посередь которых сук живой смотрит на северо-запад. По дереву судить, оно очень древнее, а часовня близ сосны нарушена во время пожара, пожар был в 50 годах 19 века. Из этой часовни сделали жилой дом. Но одного ли возраста сосна и часовня?
Деревня Пески и Савиха расположены в двух км друг от друга. Деревня Пески была расположена не переходя Кушалки. Когда-то барин, кому принадлежали Савиха и Пески, запретил разговаривать на своем языке. Еще в то время, когда д. Пески была по ту сторону Кушалки, отделились люди, по-видимому, в духовном звании, и дальше к северо-западу выстроили часовню. Было посажено по поверью, две сосны.
х
От жителей д. Пески можно услышать, что существует клад возле Якимова острова и по дороге от Песков на Толокново. Якобы мужики нащупывали звуки металла, там якобы цепь железная, около поверхности, и что якобы там надо силу, чтобы все извлечь на поверхность.
Приведем еще некоторые предания и сведения, которые также могут представлять исторический интерес.
х
По преданию, за Святым озером, есть «Озеро времени». Там находилась «Пушка времени», каменная пушка, стрелявшая ядрами в сторону запада. Пока она стреляла, Запад не мог проникнуть на Русь. Тогда враги решили нарушить «Пушку времени». Стали нарушать, а пушка стала уходить под землю. Стали подкапывать, чтобы забрать ее к себе, а она ушла в воду, в болото, С тех пор запад мучает Русь. «Пушка Времени - это Пушка Духа».
х
Есть в Кушалииском районе безрыбное или Мертвое озеро. Оно продолговато, формы правильной, как будто искусственное. Берега, как мол стоят, так и вода на уровне, глубина из всех озер самая большая, а что главное - сколько воды не пьешь, а напиться никак не можешь. Живот полный, а воды не чувствуешь.
Х
По дороге от Кушалина на Бежецк на 6 версте местечко называлось «Замки», где стояла часовня в ознаменование Николая Угодника, где дважды в год совершалось богослужение - 22 мая и 19 декабря -проходили праздники. Эта часовня была ограблена, святыня осквернена. Народная молва приписывает это преступникам по кличке «Гугупча» и «Чора», которые в 1918-1920 г.г. славились кражами.
х
Когда-то р. Кушалка была многоводна, теперь она с каждым годом зарастает. В жаркую погоду плесень, только посвежей там, где бьют ключи. Рыбы не стало, мертвеет. Летом и покупаться
негде, а раньше малая Кушалка и то многоводная была. В 20-е годы, верней в 20-25 г.г, 20 в. была прорыта канава для осушения, чем и нарушилась Малая Кушалка.
Часть 5.
Х
От людей можно слышать, будто от Смоленской церкви идет подземный ход, который, возможно, выходил к старой пекарне. Подземный ход, видимо, существует, но он так заделан, что его трудно найти, а выход завален огромной плитой.
Х
На восточном конце села Кушалино есть древнее кладбище, называемое Могильцами, где до Литвы находился Архангельский монастырь. Здесь при постройке домов, крестьяне вырывают памятники из белого камня с изображением древних крестов и надписей. Пустошь, называемая Могильцами, в восточной стороне Кушалина на правом берегу Малой Кушалки и доныне стоит в липах. Автор исследовал один из памятников и ниже дает описание его.
Памятник в с. Кушалино: из серого камня, высок, на верху крест, под памятником по 3-4 пуда камни. На памятнике есть надписи с четырех сторон.
Восточная лицевая сторона с надписью:
Усердием старосты церкви села Кушалина
Ивана Ефремова и благочестивых прихожан.
Южная сторона:
Помянух дни древния и поучихся во всех делах твоих Псал 142. 5.
С северной стороны надпись:
Сооружен сей священный памятник на месте бывшаго до XVII века Михайло Архангельскаго монастыря в молитвенную память
о зде лежащих отцах и братиях наших.
Западная сторона:
По благословению Тверскаго Архиепископа Алексия при священниках села Кушалина Николаяе Флерове и Николае Мехлицком освящен 20 июля 1909 года
При селе тут же есть Французское кладбище, где в 1812 г, погребали французов, проходивших через Кушалино в Бежецк.
Не связано ли между собой «Французское кладбище» и «Галльский ручей»? Французы являются галлами. Видимо, это повод для размышления.
В Кушалине монастырь был, где ныне село Рождество, при реке Кушалке, но и близ села Кушалина существовал монастырь в честь св.Архангела Михаила, и на месте этой обители находятся старинные надмогильные памятники. Один из памятников древнего Кушалинского быта находится в Тверском музее. Это найденная в подполье у бобылки Екатерины Сергеевой каменная надгробная плита с изображением трехконечного креста в виде топориков и с надписью уставом XV или XVI в. Можно разобрать слово «Для» «на память Иван».
На кладбище была могила помещицы, которая отпустила на волю всех своих крестьян, надо добавить, с землей, что было редкостью, за несколько лет до освобождения.
Х
От жителей села можно слышать предания, по-разному объясняющие смысл происхождения названия села.. Кушалино было раньше вотчиной и принадлежало еще во времена нашествия татаро-монгол кому-то под фамилией Кушали. Если полагаться на это предание, то следует сам собою предположительный вывод о существовании села еще в период татаро-монгольского владычества над Русью, то есть задолго до времен поселения в Кушалине Симеона Бекбулатовича. Али был кто-то из татар, которому принадлежала вотчина и жители. Сложили слово Куш и Али получилось «Кушали»? Село и ныне так называется. Еще один вариант объяснения. Кем-то был взят или получен куш, заключавший в себе богатство, которое способно было восхитить человека.
Часть 6.
X
В царствование Петра I, в начале 18 в., Кушалино входило во вновь образованную Ингерманландскую губернию. В царствование Екатерины II губернии дробятся, и Кушалино входит в Тверскую губернию.
Ниже приводится описание с. Кушалино конца 18 века.
«Жители села Кушалина целой волостью работают берды и развозят в дальние и ближние города. Между помещичьими крестьянами находятся мельники, кузнецы, овчинники и колесники, которые изделия свои продают по торгам. Жители упражняются в ткании холстов. Крестьяне здешних мест разделяются на две степени. Дворяне живут богато по причине изобилия пашни, крестьяне живут самостоятельно, имея грунт земель со всего уезда лучший.
Отвозят в Боровичи и Вышний Волочек купеческий хлеб, получают денег с излишком. В Бежецком уезде одежда из домотканных вещей делается, мужчины носят шубы, женщины кокошники. Карелы носят платье такое же, но несколько отменное, карельские женщины и старухи носят сарафаны, мужчины вместо кушаков подпоясываются ремнями с медными … Продолжение »