Кидомля
ИСТОРИЯ РАМЕШКОВСКОГО РАЙОНАВидио. Кидомля (Flv.26.1 МБ) http://narod.ru/disk/19565659000/%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BB%D1%8F.flv.html АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ РОССИИ ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧАСТЬ 1 Руины
Погост "На замках"
Погост на ЗАМКАХ (Погост [от др.-рус. погостити — побывать в гостях; первоначальное значение Погост. — постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)], 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11—18 вв. Постепенно Погостом. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в Погостах строились церкви, близ которых находились кладбища. Название Погост. обычно получали двойное — по селению и церкви. По Погостам зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего Погосты сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775. 2) Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15—16 вв. 3) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово "Погост" в 19 — начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.)
42 км. Автодороги Тверь-Бежецк. Сколько раз мы проезжали это место но на фоне однообразного лесного ландшафта не обращали и не замечали этого места, а тем не менее именно здесь, недалеко от д. Хохловки, рядом с автодорогой на левой стороне в XV-XVI вв. находился «погост на Замках». По преданию, пересказываемому из поколения в поколения, якобы на речке Лихине в 1238 г. Были разбиты татары. Помню в детстве со своими родителями мы часто ходили из д. Рыжково в с. Ведное пешком на прямую, через ручей Ляхиня. Моя бабушка рассказывала сказку что «татары шли на Русь, взяли много городов но вот Ляхиню перейти не смогли и вернулись» «На погосте: церковь собора Ивана Предтечи, деревянная, клецки, а дворы: двор попа, во дворе проскурница, да 9 келей, а живут в них старцы и старицы мирские, а питаются от церкви Божей, пашни 5 десятин в поле, перелога – 3 десятины, да крестьянских было 4 двора, а места дворов, а хоромов нет, пашни худой в поле полосьмы 7,5 десятин, а во дву-по томуж леса дровяного 2 десятины, сена 15 копеек, выть ¼» (Писцовые книги Московского государства XVI в., Шезский стан) В XIX в и 20 –х г. XX в. На этом месте после утраты монастыря находилась церковь, затем часовня Николая Чудотворца и рядом пруд, в котором будтобы ежегодно менялся уровень воды- в праздник Перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, в народе –Никола вешний (22 мая). Сюда приходили люди молиться, и если воды в пруду было много, то год, по многолетним наблюдения, прогнозировался сухим и жарким, а если воды в пруду было мало, то дождливым и холодным. По мнению старожилов, так и было в действительности. Поломники умывались, а некоторые купались в пруду, считая воду целебной и святой. В праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в народе- Николы Зимнего (19 декабря), также собиралось много народа, устраивались ярмарочные представления, гулянья. Отец рассказывал что помнит как его родители на Николу вешнего, поздно вечером, тайно, ходили пешком на этот пруд где проходила служба. В 50-е гг. паломничество прекратилось (запретили власти); пруд, поскольку рядом стали брать песчаный грунт (песчаные карьеры) обезводился и порос кустарником. Часовня разрушена и сброшена в карьер. Петроозерье
|
|