В начале тридцатых годов он служил в храме в селе Васюнино Краснохолмского района. Когда началось гонение, от о. Владимира потребовали заплатить непосильный налог, произвольно назначенный председателем сельсовета и никак не сообразующийся с реальными доходами священника, что и стало поводом для изъятия всего его имущества. Опасаясь дальнейших преследований властей, о. Владимир в июне 1932 года переехал в село Никитское Калязинского района, надеясь, что с нищего священника ничего не возьмут, но здесь от него потребовали, чтобы подписался на заем в сто рублей. Одновременно ОГПУ стало собирать о священнике сведения, чтобы иметь возможность его арестовать, и дело кончилось тем, что 3 января 1933 года о. Владимир был арестован и заключен в Калязинскую тюрьму.
28 февраля Тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
В 1936 году о. Владимир вернулся на родину в Тверскую область и стал служить в храме села Волкова. Положение приходских храмов теперь стало еще труднее, чем раньше, в начале тридцатых годов. По всему было видно, что власти стремятся закрыть их все и под любым предлогом — будь то невыплата задолженности за аренду храма или не сделанный вовремя по требованию властей ремонт. В этом случае составлялся акт, что верующие не способны содержать храм в порядке или что он находится в аварийном состоянии, а прихожане не могут привести храм в порядок. В таком случае церковь могли отобрать и засыпать в нее зерно. Отец Владимир решил служить до последнего, что бы его ни ждало впереди, и в этом ему помогала его супруга, Надежда Павловна, которая исполняла в храме обязанности псаломщицы.
23 июля 1937 года председатель Волковского сельсовета и комсорг отправили начальнику районного отделения НКВД докладную записку. В ней они писали, что священник Владимир Дмитриевич Чекалов и председатель церковного совета Иван Михеевич Михеев «ведут антисоветскую пропаганду».
27 июля начальник районного НКВД приехал в Волковский сельсовет и предложил одному из подписавших донос, восемнадцатилетнему комсоргу, проследовать с ним в дом священника в качестве понятого для обыска и ареста последнего. При обыске нашли несколько писем, написанных знакомыми о. Владимира, которые и взяли. После обыска священнику было объявлено, что он арестован, а затем его доставили в Тверскую тюрьму.
27 сентября Тройка НКВД приговорила о. Владимира к расстрелу. Священник Владимир Чекалов был расстрелян через несколько дней, 1 октября 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия". Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5
Постановлением президиума Калининского облсуда от 05.06.1961 реабилитирован.
(По материалам книги Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия "Тверская деревня". - Тверь: Издательство "Альба", 2001. и сайта Фонд Память мучеников и исповедников РПЦ .)
(Фото. Славина Дмитрия с сайта Физтех в лицах (Московский физико-технический институт ). Славин Дмитрий. .)
В «Деле» Чекалова Владимира Дмитриевича есть и листочки под общим названием «ПРОТЕСТ»
20 мая 1961 г.
ПРОТЕСТ от прокурора Калининской обл. в Президиум Калининского обл. суда. В порядке надзора по «Делу» Чекалова В.Д.
«Дело» пересматривалось по жалобе дочери осуждённого, прож г. Москва Сретенский тупик, д. 1/31 кв.1. Л.В. Чекаловой. После рассмотрения протеста «Дело» подлежит направлению в УКГБ Калининской обл.
В Протесте указано, что «Дело» было пересмотрено, свидетели по «Делу», жители села Волково, передопрошены.
В резюме своей записки Прокурор пишет:
«…показания свидетелей носят общий неконкретный характер и при производстве дополнительной проверки в 1961г. не нашли подтверждения. При наличии таких обстоятельств, следует признать, что Чекалов за антисоветскую агитацию был расстрелян неправильно…
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 25 положения о Прокурорском надзоре в СССР, ПРОШУ:
Постановление тройки УНКВД Калининской обл. от 27 октября 1937 года по делу по обвинению Чекалова Владимира Дмитриевича — отменить и дело о нем за отсутствием в его действиях состава преступления производством прекратить».
«Чекалов В.Д. реабилитирован посмертно».
Какая интересная формулировка – «был расстрелян неправильно». Нет бы сказать - НЕЗАКОННО. Ошибочно - в крайнем случае. «Неправильно», словно при желании, можно исправить.
Сколько же сил, времени, упорства, терпения, отчаяния, веры понадобилось Лидии Владимировне Чекаловой, дочери Владимира Дмитриевича, чтобы добиться получения документа о НЕВИНОВНОСТИ её отца.
Она, видимо, стала писать во все инстанции, сразу же после знаменитого доклада Н.С. Хрущёва.
В то время, когда многие, ещё не веря в возможность изменения ситуации, всё также тихо сидели по своим кухням и боялись вслух произнести имена своих репрессированных родственников. Эта храбрая женщина начала борьбу за восстановление честного имени своего отца.
Как удалось Лидии Владимировне настоять на пересмотре уголовного дела, заставить следователей приехать в село Волково, найти людей указанных в протоколах обвинения, получить от них правдивые показания.
Убедить Прокурора о составлении ПРОТЕСТА.
Похоже, она не только безгранично верила в своего отца, но и заражала людей этой верой. Может быть, они и ответили ей этим документом, доказывая, что время торопливых «троек» прошло и начинается другое время.
Много ли было таких людей, как Лидия Владимировна в 1961 году — наверное, много. Но много, много больше продолжало молчать и не тревожить «спящего зверя».
Низкий поклон Вам, дорогая Лидия Владимировна, от всех нас, молчавших, не знавших, а часто и не желающих знать.
Вы достойнейшая дочь Вашего святого отца.
К 20 мая 1961 года со дня обвинения прошло почти 24 года. Все остальные священнослужители Чекаловы, расстрелянные и репрессированные, были реабилитированы в 1989 году, т.е. только через 52 года.
ПОПОВА Валентина Петровна.
(Материалы предоставлены Поповой Валентиной Петровной.)
* "Труд и молитва" община